Глава IX. Семетей. Детство и юные годы Семетея. Бегство Каныкей в Бухару.
Для того, чтобы скрыть исчезновение Семетея, Каныкей вызвала к себе прислуживающую ей женщину Каракун и сказала ей так:
- Мы с тобой рожали в один и тот же день. Дай мне своего ребенка. Я его положу в колыбель рядом с Семетеем, я дам ему свою грудь, вместе выкормлю и выращу их, сделав их близнецами (68).
Но Каракун не согласилась. Тогда Каныкей убила ее и схоронила в юрте под очагом, а ее ребенка положила на место Семетея.
Все это произошло глубокой ночью. А перед зарей в аил Каныкей прибыл Кёбёш с большим войском. Слышны были крики воинов: "Кёбёш! Кёбёш! Ворвавшись к Каныкей и подойдя к ее золотому трону, Кёбёш в ярости закричал:
- Ты, сука, не хочешь выйти замуж за одного из нас, а хочешь бежать с Ормонбеком? - И ударом айбалты он сшиб ее с ног, а ребенка, лежащего в колыбели, рассек на шесть частей, думая, что это Семетей.
Кёбёш хотел отрубить голову Каныкей, но один из чоро, Шууту, удержал его руку, говоря:
- Разве хану прилично сражаться с женщиной?
После этого они уехали, забрав с собой все богатства Манаса. Кёбёш разрушил золотой дворец и приказал залить водой место, на котором он стоял.
Каныкей целые сутки после этого лежала без памяти. На следующий день, когда она очнулась и открыла глаза, она увидела, что вся залита кровью. Осмотрев, что творится кругом, она горько зарыдала, из глаз ее потекли потоки слез, и она обратилась с мольбами к духу Манаса.
Вдруг перед ней предстал дувана, и обратился к ней с такими словами:
- Дитя мое! Не плачь, а лучше скорее найди Чийырды и Семетея и скройся с ними отсюда. - Сказав это, он пропал, неведомо куда.
Когда Каныкей открыла глаза, к ней вернулись прежние силы, она сразу же отправилась на поиски Чийырды и через некоторое время нашла ее и Семетея. Встретившись, обе они горько заплакали, вспоминая о происшедшем, и решили скорее отправиться в далекий путь, в Бухару, к отцу Каныкей - Темир-хану.
Они пошли, держа по очереди на руках Семетея. Путь их лежал по сухой, безводной пустыне. Ноги их резали острые камни. Семетей ничего не ел, от голода совсем обессилел и только печально стонал.
Каныкей хотела дать ему свою грудь, но молоко у нее не шло.
- Неужели наш сирота умрет от голода? - думали в страхе обе беглянки.
В одном месте, спрятав Чийырды и Семетея, Каныкей ушла искать пищу.
Долго бродила она по горам и по низинам, но ничего съедобного не находила. В конце концов она набрела на заблудившегося в горах теленка, с трудом поймала его и погнала перед собой по дороге.
Вдруг она услышала, что сзади кто-то ее догоняет. Оказалось, что это старик Карымбай - ее посаженный отец, который разыскивал своего пропавшего теленка. Каныкей попросила Карымбая отдать ей теленка. Но скупой Карымбай не только не согласился, но даже побил ее, отнял теленка и поехал своей дорогой.
Каныкей горько заплакала и пошла обратно к Чийырды и Семетею. Изму¬чившись, она по дороге прилегла отдохнуть и заснула. Во сне ей послышался голос, говоривший: